Эксклюзивное интервью с Учителем Минору Мочидзуки для журнала «БУСИДО»
(перевод с французского)

 Эксклюзивно для «Бусидо» учитель Мочидзуки вспоминает свое прошлое, время, когда он общался с мастерами Мифунэ, Кано, Уэсиба и многими другими. Учитель, проживший замечательную жизнь в будо, активно участвует и в сегодняшней жизни. Свидетель своей эпохи, он вспоминает…

Записал Андре Лука

Мастер Мочидзуки рассказывает…

Дзюдо было моей страстью. Должен сказать, что в сегодняшнем виде дзюдо меня разочаровывает. Путь гибкости был создан мастером Кано с вполне точной целью. Для него дзюдо должно было состоять из двух аспектов: ментального и физического. Сначала хотел бы поговорить о ментальном аспекте. Некоторые дзюдоисты полагают, что, поскольку мастер Кано умер на корабле, идущем из Каира, где он участвовал в собрании с членами Олимпийского Комитета, он решил сделать из дзюдо спортивную и олимпийскую дисциплину. На самом деле об этом речи вообще не шло, а в данном собрании он участвовал только потому, что был видной фигурой в деле продвижения различных видов спорта в Японии. Он рассказывал мне, что во время поездки в Европу встречался с бароном Пьером де Кубертеном, который попросил его помочь с развитием спорта в своей стране. Мастер Кано согласился и попросил преподавателей японских школ поучаствовать в этой деятельности с целью развития спорта.

Он должен был ехать в Каир, чтобы представить отчет о своей деятельности, а также попросить провести Олимпийские Игры в Японии. Не будем забывать, что он был членом олимпийского комитета. Но эту должность следует отделять от его роли основателя дзюдо. В Каире даже не вставал вопрос о включении дзюдо в состав олимпийских видов спорта.

По этому поводу мастер Кано рассказал мне о беседе, которая состоялась у них с бароном де Кубертеном. Барон предложил ему выставить кандидатуру, чтобы признать дзюдо в качестве олимпийской дисциплины. Мастер ответил, что это невозможно, поскольку дзюдо – это не спорт. Чтобы точнее выразить свою мысль, он сказал собеседнику: «У вас во Франции на всей территории расположено большое количество церквей, являющихся духовными местами. Дзюдо для меня – это церковь, поскольку оно, как и эти культовые сооружения, прививает человеку моральное чувство».

Мастер Кано также объяснил барону де Кубертену, что соревнования в дзюдо не слишком важны, поскольку представляют собой простое физическое упражнение, тогда как цель дзюдо заключается совсем в другом. Разумеется, поиск личного развития человека проходит через физическую работу. В этом смысле дзюдо, как и другие будо, имеет техническую физическую основу.

  Дзюдо: школа жизни

Данный физический аспект будо был разработан основателем в соответствии с очень рациональной идеей. Мастер Кано был президентом школы по обучению преподавателей, во Франции такого рода учреждение назвали бы «Высшей Школой». Для него всего должно было быть логично. Он хотел, чтобы вещи получали ясное объяснение. На крайний случай даже ощущения техники оказывалось недостаточно. Надо было понимать ее и показывать понятным образом. В этом смысле он был вполне западным человеком, поскольку искал в жизни логический смысл. Для техники дзюдо он выбрал тот же интеллектуальный подход.

Он часто говорил нам, что искусство защиты должно позволить маленькому человеку победить противника гораздо больше его. Как этого добиться? Мастер Кано говорил, что достаточно найти слабую точку большого соперника, например, выяснив, как распределяется вес тела. После того, как эта слабая точка найдена, ему достаточно атаковать в это место.

Сегодняшнее дзюдо сильно отличается от дзюдо основателя. Многое изменилось. Так, например, сегодня только и думают о том, чтобы выигрывать соревнования. А мастер Кано никогда и не помышлял о том, чтобы воспитывать чемпионов, хотя среди его учеников были величайшие бойцы.

Сейчас очень часто будущих молодых чемпионов стремятся выявить еще в школьные годы, во время учебы в лицеях. Как только обнаруживается одаренный субъект, тренеры университетов из кожи вон лезут, лишь бы быть уверенными в том, что он попадет в их университетское додзё. Полностью изменился дух. Сегодня думают только о том, как воспитать великого чемпиона, чтобы блеск его медалей мог отразиться на школах и университетах. Изменилась ментальность. Изменился дух дзюдо. Поэтому-то большое значение придают дзюдоистам-тяжеловесам, ведь у них больше шансов выиграть схватку.

Несмотря на все это, не стоит делать вывод о том, что я ненавижу современное дзюдо или что испытываю к нему только презрение. Некоторые из чемпионов нынешнего дзюдо, которое я уважаю, поддерживают со мной очень тесные отношения. Великий чемпион Ямасита часто приезжал ко мне. Я специально отточил одну технику, которая очень хорошо удавалась ему на соревнованиях. Сегодня от соревнований он отошел. Он объяснил мне свои побудительные причины, которые достойны самого глубокого уважения. И в самом деле, достигнув вершины соревнований непобежденным, теперь он хочет делать то, что всегда хотел делать, то есть посвятить себя обучению. Ямасита окончил университет в Токай, где учился на преподавателя дзюдо. До моего отъезда во Францию он приехал ко мне вместе со своим учителем и сказал: «Соревнование было лишь моментом моей жизни, и период соревнований не длится вечно, тогда как преподаванию дзюдо можно посвятить всю жизнь».

«Стать чемпионом для меня никогда не было целью. Так распорядился случай!» — так резюмировал он свою «чемпионскую карьеру». Неоспорим тот факт, что Ямасита был одним из величайших дзюдоистов современной Японии. Если бы он жил на несколько десятков лет раньше, он бы занял свое место рядом с такими сэнсеями, как Мифунэ или Току. Кстати, в нем есть понемногу от каждого двух этих людей. Как Току, Ямасита преподает интенсивным образом. Он толкает молодых дзюдоистов до самого предела. Но в нем есть и доброта сэнсея Мифунэ, и умение объяснить вещи понятно и с самым большим терпением.

Поступок Ямасита, который решил посвятить себя преподаванию дзюдо, является прямым продолжением линии мастера Кано, для которого дзюдо было школой жизни. Мало кто сегодня помнит значение термина Кодокан. «Ко» означает обучение, «До» — путь, а «Кан» — школа. Так что Кодокан можно перевести, как «школа, обучающая пути для достижения ментального и физического здоровья». Это и есть Кодокан. Как часто говорил мне мастер Кано, целью Кодокан является обучение учителей, давая им ментальное и моральное содержание.