Часть IV.Вода-ветви (Выход за пределы Японии. Мочидзуки Минору, Сугино Ёсио, Хатакэяма Горо, Сугино Юкихиро, Флоке Алан).

Следует отметить, что «наша школа никогда и никому не прислуживала – она никогда не пользовалась поддержкой никаких даймё, хотя предложения были не раз» (учитель Хатакэяма Горо).

Преподаватели школы никогда не пользовались знаниями школы для зарабатывания денег – возможно в этом секрет долголетия школы.
После смерти Сихана Ямагути Эйкана лучшие ученики продолжили традицию.

И появился Великий Человек, благодаря которому все пошло на новом уровне — Дзигоро Кано основал при Кодокане «Общество изучения старинных боевых искусств» (Кобудо Кэнкю-кай) для исследования и сохранения старинных школ будо – этого ценнейшего достояния японского народа. В 1928 году он пригласил четырех учителей школы Катори Синто рю. Это были учителя: Тамаи Сайдо (в другом прочтении Наримити), Ито Танэкити, Кубоки Содзаэмон и Сиина Итидзо для преподавания техники школы Катори Синто рю для Юданся Кодокана (по сути Учитель Кано своим дальновидением создал предпосылки для выхода Катори Синто рю за пределы Японии).
Так впервые произошло знакомство с Катори Синто рю будущих сиханов этой школы – Минору Мичидзуки и Сугино Ёсио, которые вступили в это общество в 1927 году.
В 1938 году Сэнсэй Сугино стал преподавателем Будо в одной из школ, распространяя учение Катори Синто-рю. В 1940 г. он получил официально разрешение от 19 Сокэ — Иидзаса Киндзиро преподавать это искусство, и стал преподавать его в лучших лицеях. Додзё Сэнсэя Сугино стало известно под названием Сибу Катори в Кавасаки.
В 1941 году выходит в свет первый технический учебник по школе Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю под авторством Сугино Ёсио и Ито Кикуэ. Это был поистине титанический труд. Консультантами в ней выступили лучшие учителя школы Катори Синто рю того времени – (Сиина Итидзо, Канаи Сукэхиса, Камагата Миносукэ, Тамаи Наримити, Хаяси Сёдзаэмон, Исобэ Кохэй и другие, о чем автором указано в предисловии.) Немало людей было вдохновлено этой книгой и кто знает, может быть будущий сихан Отакэ Рицукэ был одним из них…
А Минору Мочидзуки тем временем развивал и дзюдо, и айкидо, и Катори Синто рю и другие направления будо в Сидзуока. Этот гений будо, который всегда стремился к открытию все новых и новых аспектов в будо. Постоянные поиски новых взлядов и ощущений в технике позволили ему создать на основе Катори Синто рю собственное понимание техники, которое он назвал Ёсэйкан Синто рю батто дзюцу (при этом свое видение он обозначил другим названием, чтобы не путать базу школы и варианты). При этом его понимание техники во многом помогло будущим ученикам в освоении и понимании базовых принципов школы (помочь, чтобы поднять).
Всю свою жизнь Минору Мочидзуки и Сугино Ёсио были друзьями, куда бы не бросала их жизнь.
1951 году Мастер Мочидзуки Минору был послан в Европу с официальной культурной миссией (он был включен в состав культурной делегации Японии для участия в совещании ЮНЕСКО в Женеве, но его корабль прибывает с опозданием, и он не смог примкнуть к группе вовремя). Приездом такого специалиста по Дзюдо не преминуло воспользоваться Общество инструкторов Французской ассоциации Дзюдо. Ведущие тренеры Франции упросили Минору Мочидзуки вести курс повышения квалификации. Параллельно при поддержке Ассоциации мастер открыл для желающих преподавание Айкидо и искусства меча Катори Синто-рю. (Так Европа впервые познакомилась с Айкидо и Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю).
Это была судьба — в течение двух лет он знакомил европейцев с искусством своих учителей и делился своим собственным опытом.

В 1972 году, видя интерес у своего французского ученика Алана Флоке к Катори Синто рю, учитель Мочидзуки знакомит его со своим другом Сугино Ёсио, который к тому времени не только преподавал Катори Синто рю, но и широко пропагандировал истинные ценности древних будо в кинематографе, выступая в роли консультанта по Кобудо на студии ТОХО (TOHO), работая с разными режиссерами, в том числе с Акирой Куросава и Хироши Инагаки ( «Семь самураев», «Телохранитель» («Ёдзимбо»), «Телохранитель 2» («Цубаки Сандзюро»), «Скрытая крепость», «Хроники клана Ягю» («Ниндзюцу»), «Миямото Мусаси» («Самурай»)) и другие.
Этот факт в биографии Катори Синто рю имеет большое значение – О-Сэнсэй Мочидзуки мог бы и не знакомить Сэнсэя Флоке и О-Сэнсэя Сугино, но это и есть истинное будо, истинное видение – «я открываю ученику новые горизонты познания, новое видение, новые грани, отличные от моих собственных» – так учитель Мочидзуки переступил через своё эго (через своего змея и сам добыл меч Куса наги).
Сэнсэй Сугино много сделал и для развития искусства Катори Синто-рю за пределами Японии. Его семинары во Франции и показательные выступления на олимпийском стадионе «Берси» в Париже имели большой успех.
В 1966 году Ёсио Сугино получил звание Ханси Кобудо от Дай Нихон Бутокукай, а в 1981 году — 10 дан по Кобудо от Международной Федерации Японского Будо.
Сэнсэй Сугино прожил полную и увлекательную жизнь мастера боевых искусств, передав свои знания достойным ученикам.
Важнейшие ученики Сугино Ёсио, передающие знание:
Хатакэяма Горо
Сугино Юкихиро
Алан Флоке

Иидзаса Сюриносукэ Ясусада (20 патриарх школы, зять 19 патриарха – к сожалению господин Ясусада прекратил занятия после смерти своего учителя Сугино Ёсио).
Сугино Ёсио передал знание лучшему ученику Хатакэяма Горо, назначив его куратором заграничных учеников. Его сын Сугино Юкихиро остался проводить занятия в додзё в Кавасаки.

Хатакэяма Горо и Сугино Юкихиро продолжили дело передачи знания после смерти Сугино Ёсио. Хатакэяма Горо вплоть до своей смерти, будучи больным раком, продолжал передачу знания европейским и американским ученикам. Сугино Юкихиро продолжает дело отца и учителя в додзё Кавасаки, также выезжает за границу, сменив сэнсэя Хатакэяма.
Говорить о фигуре О-Сэнсэя Флокэ очень тяжело, ибо невозможно переоценить его вклад в развитие Катори Синто рю в Мире. Если Учитель Иидзаса Тёйсай посадил семя, то учитель Флоке создал условия, для того, чтобы распустились цветы, а затем плоды во всем мире – практически все ученики Катори Синто рю получили путевку в жизнь благодаря его усилиям или усилиям его учеников, или учеников его учеников. Практически каждый человек за пределами Японии может назвать имя учителя Флоке, как канал, через который у него состоялась связь со школой Катори Синто рю. Хочется кому-то этого или нет, скрывает кто-то это или нет – это факт, который позволяет многим людям идти по пути «духовного (божественного) меча». Поэтому два этих человека учитель Тёйсай и учитель Флоке стоят рядом. О-Сэнсэй Тёйсай вывел учение о божественном мече на материальный уровень, а О-Сэнсэй Флоке создал условия для его распространения в Мире, он до сих пор организовывает обучение и проводит семинары во всем мире, открывая древние знания широкому кругу людей. Эти знания способны изменить мир к лучшему. Сэнсэй Мочидзуки дал попробовать европейцам вкус рыбы, а О-Сэнсэй Флоке научил ловить её.

 

1. Источник-семя. (Формирование духа Катори).

2. Воздух-корни. (История Иидзаса – как материализация духа Катори в виде учения).

3. Огонь-ствол (цепочка передачи знания в Японии (традиция и последователи).

4. Вода-ветви (Выход за пределы Японии. Мочидзуки Минору, Сугино Ёсио, Хатакэяма Горо, Сугино Юкихиро, Флоке Алан).

5. Земля-плоды (Катори в России, как часть общего дерева).

6. Послесловие. Куда идём? (Новое прошлое – новое семя)