«Что вверху, то и внизу. Что внутри, то и снаружи».

Изумрудная скрижаль

Что такое ката и чем обоснована популярность его использования в боевых искусствах? Ката – поединок, взаимодействие между учителем и учеником, выполняемые по некоему сценарию. Для начала ответим на вопрос: «Почему обучение происходит в форме ката, а не в форме свободного поединка?»

Ответ зависит от целей школы. Задача учеников нашей школы Тэнсин Сёдэн Катори синто рю – поднимать сознание к небу, а не война за ресурсы. Когда происходит схватка в свободном стиле – сознание только постоянно переключается с одного приема на другой – оно постоянно на физическом уровне, в плену у различных сменяющих друг друга форм. В ката сознание загоняется в одну форму. Вначале, когда ученик его учит, внимание сосредоточено на физическом аспекте данной формы. Как только ученик выучил ката, происходит освобождение сознания от формы, концентрация теряется, и форма делается на автопилоте. Сознание может переключиться с формы на более глубинные аспекты. Это первый рубеж, в котором ученик должен заставить себя переключить свое сознание с внешнего, проявленного (Ё) на внутреннее, непроявленное (Ин). Тот, кто после одной выученной формы учит следующие, оставляет свое сознание на уровне изменения внешних форм (физическое бытие). Обычно, такие ученики, выучив все формы школы и не познав глубинной сути уходят, думая, что все знают о школе. Высокая скорость обучения подобна быстрой езде, когда смотришь на дорогу и не видишь красоты вокруг. То же самое касается быстрого исполнения ката – необдуманное, неосознанное исполнение превращает будо в фитнес с определенным количеством подходов к снаряду. В нашей школе Тэнсин Сёдэн Катори синто рю происходит прямая передача от низших (Ё) аспектов к высшим (Ин) аспектам – небесной мудрости прямая передача через духовную работу (путь). Те, кто хочет стать просто прекрасным фехтовальщиком, вряд ли станут приверженцами школы Тэнсин Сёдэн Катори синто рю. Ребята, я вас разочарую , в нашей школе никто не будет учить вас быть круче других.

Часто у новичков, да и не только у них, возникают вопросы об эффективности техники и прикладных аспектах в ката (бункай).

Одно из устных наставлений школы Катори Синто рю гласит, что каждая стойка (камаэ) имеет определенное выражение энергии Ин или Ё. В тоже время можно сказать, что каждая стойка (камаэ), явно выражающая энергию Ин имеет потенциал Ё. И наоборот каждая стойка (камаэ), выражающая энергию Ё имеет потенциал Ин. И то и другое не хорошо и не плохо, а только часть общего. Каждое явное (Ё) камаэ выражает внутренний скрытый (Ин) дух.

В нашей школе  Сугино сэнсэй для обозначения этого понятия использует понятие «КАНКЭН ФУТАЦУ НО КОТО» – «Духовный (Ин) глаз силен, а простой (Ё) глаз слаб». Простой глаз (кэн но мэ) – глаз или ум, констатирующие физическую реальность, духовный глаз (кан но мэ)  – глаз или ум, видящий (создающий) физическую реальность. То же самое можно сказать про любое действие, в частности про  удары (учи), перемещения (тай сабаки) и так далее.

Никогда не нужно забывать, что проявленное (Ё) это всегда следствие своей причины – непроявленного (Ин). Поэтому контроль своего Ё надо производить на этапе Ин.

Каждое движение и взаимодействие в ката имеет как физические (Ё), так и нефизические (Ин) аспекты взаимодействия. Часто ученики сосредотачивают свое сознание только на физических (Ё) или проявленных (Ё) аспектах взаимодействия, или, говоря еще проще, на понятных (Ё) им аспектах. При этом непонятные аспекты отбрасываются в сторону как ненужные (Ин) и не имеющие (Ин) практического (Ё) использования. В итоге такие ученики начинают изменять техники так, чтобы им было понятно их практическое (Ё) применение. В итоге ката утрачивают свое предназначение «лестницы в небо» и становятся просто набором понятных (Ё) движений, лежащих только в аспектах физической (Ё) реальности, далеких от того, что было заложено основателем.

Ката – это матрица, пройдя через которую, ученик меняет свое сознание, поднимая его с физических (Ё) аспектов бытия к нефизическим (Ин). Иначе говоря в матрицу заходит «приземленное» (Ё) сознание, а на выходе —  ученик должен выйти с поднятым, расширенным (за счет Ин) сознанием.  Если ученик пытается приспособить ката под свое текущее сознание, он ломает матрицу трансформации. Сознание такого ученика остается неизменным, а матрица перекраивается под  нужды своего эго. Если бы весь процесс ограничивался отдельно взятым учеником, это были бы частные случаи, дело выбора каждого. Хуже, когда практика упрощенного понимания школы будо используется и передается последующим ученикам.

Многие школы, которые были трансформированы к простоте понимания, с уходом эпохи исчезали вместе с эпохой – та явная (Ё) практичность, нужная для одной текущей проявленной (Ё) эпохи была совершенно не нужна в другой, так же, как и варианты бункай, проявленные (Ё) в одной ситуации не имеют жизни в другой. А потенциал или дух (Ин) жив в над ситуационной реальности и может быть проявлен (Ё) из непроявленного (Ин) в любой момент. Именно поэтому наша школа Катори Синто рю уже почти 600 лет обогащает своих адептов скрытым потенциалом (Ин). Хочу обратить внимание всех учеников всех направлений нашей школы на тот факт, что не надо думать, что вы умнее тех сиханов, кто до вас  600 лет передавал знание, включая Основателя школы Иидзаса Чёйсай Иенао, и понимаете ката лучше их, что Учителя делали не так, как надо, исходя из ваших взглядов,  что вы  знаете лучше.  Это ниндзя-эго сбивает вас с прямой передачи.

Хочу обратить внимание всех инструкторов, что Катори – это не только школа фехтования. Это школа стратегии (Ин) и духовного (Ин) развития. Под духовным развитием я понимаю работу с тем, чего не видно, с тем, что не явно, с не Ё.
Роль ученика в омотэ кэндзюцу – проявление Ё, учителя проявление Ин. Если оба работают в Ё, подобно бьющимися лбами баранам,  – оба ученики. Оба имеют сознание только физической реальности. Оба видят увеличение своих ресурсов только через отъем физических ресурсов противника. Оба отрабатывают только кэн но мэ (простой взгляд). Чтобы отработать кан но мэ (духовный взгляд) необходима работа с Ин. Обучить этому может только опытный учитель, который получил знание и технологию обучения этому знанию через цепочку передачи, берущее свое начало от основателя школы.

Для тех, кто ничего не понял из написанного здесь, есть более простое объяснение. Ин и Ё это 50% на 50% бытия. Когда вы в ката пренебрегаете исполнением непонятного, вы отказываетесь от половины реальности.

А реальность без своей половины реальна?

А что вы скажете, если я скажу, что на самом деле Ин – 90%, Ё – 10%? Потом 99% на 1%. Чем дальше вы продвигаетесь по «дороге на небо», тем больше расширяется Ин и уменьшается Ё. Путь стратегии — это вообще работа только с Ин. Еще одно устное предание школы гласит, что «бить нужно в пустоту».

Как работать с непонятным? Постоянно размышлять об этом, заставлять свой ум искать те реальности, в которых данные техники становятся реальными. Делиться своими впечатлениями и находками с товарищами.

Еще одно устное предание нашей школы Тэнсин Сёдэн Катори синто рю гласит, что самое трудное в обучении – это ждать. Самое интересное, что отличает нашу школу от многих других духовных практик – это наличие практических упражнений в виде парных ката, в которых происходит поэтапная связь между физическим и духовным, от учителя к ученику. И всегда их двое.

У нас не просто болтовня или мордобой. Чем ката более высокого уровня – тем они короче, тем меньше влияние аспекта времени, тем более медленно они должны выполняться. Искусственно замедляя время, возможно больше успевать вкладывать аспектов дзансина (внимательности) в каждое движение,  чтобы уметь вмещать разные аспекты сознания в ката.

Развить кан но мэ возможно только при помощи подъёма (расширения) сознания и никак иначе.

Создают медленно, а убегают быстро. Поднимаются медленно, падают быстро. Терпят медленно, реагируют быстро.

Для того чтобы лучше осознать проявленное и непроявленное, я приведу небольшую табличку антонимов, которые, как мне кажется, помогут проникнуть в суть сказанного.

Ин

Ё

скрыто

видно

духовное

физическое

тьма

свет

не понятно

понятно

Вне эго

эго

антигравитация

гравитация

управление

физический труд

медленно

быстро

терпение

реакция

13 января 2016 года

Ярослав Содрицов