Зачем нужны поклоны или Технология получения знания.

Многие люди не понимают природу поклонов и думают, что кланяющийся человек – слабый человек. Но есть целые культуры, которые используют поклон в качестве приветствия, благодарности и т.п.Почему?
Многие современные системы обучения, в том числе спортивные, существуют в отрыве от традиционных способов обучения и ритуалов, даже открыто пренебрегают ими как атавизмами и пережитками прошлого. Все это происходит зачастую от того, что жизнь становится все быстрее и быстрее, и многие «резкие и быстрые учителя» ориентированы на результат — в кратчайшие сроки обучить технике, приемам, опустив все, с их точки зрения, лишнее. Все это, к сожалению, происходит от полного пренебрежения сутью знания. В итоге мы зачастую получаем из бывших спортсменов разного рода маргинальных субъектов, не гнушающихся бандитизмом и прочей криминальной деятельностью.
Если в школе уже 600 лет используется техника поклонов – это не просто так. Не думайте, что древние были глупее нас. Зачастую они владели технологиями гораздо более тонкими, чем мы сейчас. Возьмите, например, разгром монголо-китайского флота (дважды) при их попытках оккупировать японские острова в 13 веке. Для кого-то — это лишь случайность, а для других — умелое использование природного оружия. Все зависит от уровня понимания процесса. Кто-то видит скрытую суть, а кто-то нет. Это абсолютно нормально. Поэтому никогда не торопитесь с суждениями или осуждениями. Если вы чего-то не понимаете, это не значит, что это не работает.
Мы, как люди занимающиеся традиционными японскими будо, должны четко понимать, почему поклоны или РЭЙСИКИ (этикет додзё) необходимы не только как элемент благодарности и уважения, но и как эффективная технология получения новых качественных знаний. Для начала прочитайте притчу.

ДВЕРИ РАЯ.

Воин по имени Нобусигэ пришел к Хакуину и спросил его, есть ли на самом деле рай и ад.
— Кто ты? — спросил Хакуин.
— Самурай,- ответил воин.
-Это ты – самурай?- воскликнул Хакуин. — Какой же правитель мог взять тебя в охрану? У тебя же лицо нищего!
Набусигэ так рассердился, что стал вынимать из ножен меч.
Хакуин продолжал:
— А у тебя и меч есть? Небось такой тупой, что им ты мне и голову не срубишь!
Когда же Нобусигэ обнажил меч, Хакуин заметил:
— Вот так открываются двери ада.
Эти слова открыли самураю учение мастера. Спрятав меч, он поклонился.
-А так открываются двери рая, — сказал Хакуин.

Для того чтобы понять скрытое, необходимо понять, что видимый и ощущаемый мир – это только часть реальной картины жизни. Кроме физически ощущаемого мира, существует мир метафизический. Эта идея выражается термином ГОКУИ – пять уровней или миров (мистическая часть учения школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю). Мистицизм не стоит путать с религией. Ибо если сравнить религию с кубиком льда, то мистицизм – подобен воде. В школе Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю это знание называется МИКЁ – тайное учение или знание.
Эти пять уровней следующие:
Пять стихий-Источник
-Воздух
-Огонь
-Вода
-Земля

 

Наш физический ощущаемый мир – кодируется как уровень «земля». Уровни, которые находятся выше нашего мира, обладают более тонкими наполнениями (движение навстречу этим мирам закодировано как «рай»). Причем, чем выше уровень – тем тоньше и всесторонней наполнение. Знание, приобретаемое на каждом уровне, имеет также разное качество. Чем выше уровень, тем знание тоньше и изысканней. Когда я упрям и не хочу проявлять уважение – то я подобен пустой кастрюле с закрытой крышкой, на которую сверху загромождают еще несколько кастрюль с едой. Со временем крышка от напряжения под действием тяжести верхних кастрюль (противопоставления себя миру – это и есть мучение в аду) прогибается, а мы всё упираемся, деформируемся и при этом еще остаемся голодными (пустота внутри нашей кастрюли защищена). Когда я открываю крышку – я даю возможность верхним кастрюлям переместиться вниз – тогда я начинаю получать знание. Знание также подобно людям, набитым в вагон метро в перегоне между станциями – все дышат друг другу в спину, а пошевелиться не могут. Только когда открываются двери вагона и появляется пустое пространство – люди устремляются наружу. Так откройте двери и выпустите знания, которые, кстати, всегда готовы выйти в физический мир. Для их физической реализации необходим человек. Только от каждого из нас зависит то, насколько мы готовы открыться для знаний. Так что у знакомой всем из детства игры «пятнашки» (перемещение 15 фишек по порядку от 1 до 15 с одним пустым полем) есть очень глубокий подтекст.
Суть любого предмета в нашем физическом мире – это его центр тяжести (сэйки тандэн). Когда мы совершаем поклон, энергия из высших миров подтягивается ближе к нашему центру тяжести (к нашему физическому выражению в этом мире) и мы имеем возможность своей физической сущностью прикоснуться к энергии (знаниям) более высокого порядка (получается, что при поклоне, мы как бы подтягиваем знания более высокого порядка к себе).

Если учителя обращают ваше внимание (пусть даже в форме «пинка») на несоблюдение ритуала и правил поведения в додзё – они думают о Вашем движении вперед. А Вы в силу своей закрытости не способны понять, что каждый пинок – это работа учителя над открыванием крышки, которой закрыт Ваш сосуд. Пока крышка закрыта – невозможно Вас наполнить. Когда Вы делаете поклон – крышка падает и сосуд открывается для наполнения.
Таким образом, совершая поклон, Вы не только отдаете уважение человеку, находящемуся рядом, но и сами получаете наполнение.
Не бойтесь больше кланяться – это очень сильная и одновременно простая мистическая технология для ускорения роста, оставленная нам древними учителями.
Лучше выучить пару поклонов, чем сотню приемов.

С уважением,
Содрицов Ярослав