Перевод наиболее часто употребляемых слов в Айкибудо и Катори Синто рю

АЙКИБУДО

Тай сабаки – перемещения корпуса.
Этот раздел делится на две части: одиночные перемещения и работа с партнером (входы выведения из равновесия).
В одиночных перемещениях главным образом тренируется чувство равновесия и умения контролировать свой центр тяжести в движении.
В работе с партнером нужно учится, посредством правильного и своевременного перемещения корпуса, выигрывать у партнера центр тяжести, и за счет этого, выводить его из равновесия.

Укеми – страховки.
Во время выполнения страховок надо учится контролировать свой центр тяжести и весь корпус для того, чтобы при падении правильно группироваться и не получить травм. В дальнейшем это поможет в выполнении бросков.
Нельзя начинать изучение бросковой техники, не овладев предварительно Укеми.

Цуки ваза – ударная техника руками.
Здесь необходимо уделять внимание устойчивому положению корпуса и учится, за счет правильного движения, переносить массу тела в удары руками.

Гери ваза – ударная техника ногами.
При выполнении ударов ногами необходимо уделять ещё больше внимания положению равновесия, так как во время удара ногой опорой является только одна нога. И также как в ударах руками нужно учится вкладывать массу тела в удар.

Ходзё ундо – тренировочные упражнения.
В этих упражнениях развивается правильная работа корпусом, чтобы обыгрывать усилие партнера, за счет правильного и вовремя выполненного движения корпуса, и не используя при этом физическую силу.

Тэ ходоки – освобождение от захватов.
Перед тем как изучать освобождения от захватов, необходимо выучить сами захваты,- это раздел «Цуками ката».
Во время выполнения освобождений от захватов тренируются те же элементы, что и в Ходзё ундо, но в более прикладном исполнении и в большем разнообразии вариантов захватов. В дальнейшем, для развития реакции, Тэ ходоки практикуются с различным временем реагирования Го но сен, Тай но сен, Сен но сен.

Кихон наге ваза – базовая техника бросков.
Этот раздел состоит из двух частей. В техниках собранных в этом разделе содержатся основные принципы бросковой техники.

Кихон осае ваза — базовая техника удержаний.
В этом разделе собраны основные принципы техники удержаний. Но при выполнении других техник, могут также встречаться и другие формы удержаний.

Дополнительная техника
В разделе Дополнительная техника собраны техники не вошедшие в предыдущие разделы, они нужны для изучения других вариантов как бросковой техники, так и техники удержания, а также для более разностороннего развития в общем.

Дайто рю Айки Дзюдзюцу
В экзаменационную программу Айкибудо включен первый раздел техник, древней школы Дайто рю Айки Дзюдзюцу, Иккадзё.
Это нужно, чтобы познакомиться с основами другой школы на базе которой было создано современное Айкибудо. Выполнять эти техники надо стараться в том варианте, в котором они дошли до наших дней.

Ва но сейшин – божественная гармония.
Ва но сейшин – это идеальное взаимодействие партнеров.
Здесь тренируется чистое движение без физической силы и болевых воздействий. Требует очень большого внимания обоих партнеров при их выполнении.

Ката – комплексы.
Ката – это эссенция стиля. В них содержатся основополагающие элементы всего стиля. Исполнять их требуется без изменений для более глубокого понимания стиля и для более точной его передачи следующим поколениям.

Рандори – свободная работа.
В разделе Рандори тренируется свободное владение выше перечисленной техникой в различных ситуациях, против одного или нескольких партнеров как не вооруженных, так и с оружием.

 

КАТОРИ СИНТО РЮ

Камаэ – Стойки
Во время изучения и практики стоек, следует уделять большое внимание: положению центра тяжести (сейка танден), положению равновесия, правильной осанке, четкой постановке рук и ног, а также перемещению из сейган в нужную стойку и обратно.
Раздел стоек один из основополагающих, так как в нем тренируются базовые навыки, из которых складывается дальнейшая техника.

Учи ваза – Удары
Этот раздел также один из основных. При выполнении ударов необходимо четко контролировать свое оружие, правильный хват, положение центра тяжести и перемещения. А также четкое выражение киай, кимэ, занчин, шисей. Хороший удар получается не за счет большой физической силы, а за счет правильной техники. Это надо помнить.

Кен но ката – Комплекс меча; Бо но ката – комплекс палки
Эти ката были созданы учителем Флоке. В них тренируются навыки перечисленные в предыдущих разделах, в парной работе. Во время работы с партнером также нужно следить за дистанцией и правильным временем реагирования.

Кен-дзюцу – Техника меча
Кен-дзюцу состоит из 3-х разделов.
Первый раздел в технике меча называется Омотэ но тачи. Этот раздел включает в себя четыре ката: Ицуцу но тачи, Нанацу но тачи, Казуми но тачи, Хака но тачи. В этих ката собраны основы техники меча.
Ката выполняются в двух ролях: Кири коми – ученик и Уке дачи – учитель.
До первого дана основная роль Кири коми.

Бо-дзюцу – Техника палки
Бо-дзюцу состоит из 2-х разделов. Первый раздел в технике палки называется Омотэ но бо. Этот раздел включает в себя шесть ката: Сериай но бо, Сунэ ишиги но бо, Саю но бо, Каса хазуши но бо, Ханэ цуруби но бо, Татэ нами но бо. В них собраны основы техники палки.
Здесь также две роли: Учи коми – ученик с палкой и Уке дачи – учитель с мечом.
До первого дана основная роль Учи коми.

Нагината-дзюцу – Техника алебарды
Нагината-дзюцу состоит из 2-х разделов. Первый раздел в технике алебарды называется Омотэ но нагината. Этот раздел, также как кен-дзюцу, включает в себя четыре ката: Ицуцу но нагината, Нанацу но нагината, Казуми но нагината, Хака но нагината. В этих ката собраны основы техники с алебардой.
Здесь такие же роли как в кен-дзюцу: Кири-коми – ученик с алебардой и Уке-дачи – учитель с мечом.
До первого дана основная роль Кири-коми.

Со-дзюцу – Техника копья
Со-дзюцу состоит из 1-го раздела Омотэ но яри. Этот раздел включает в себя шесть ката.
В этих ката, также 2 роли: Кири-коми – ученик с копьём и Уке-дачи – учитель с мечом.

Сюрикен-дзюцу – Техника метания лезвий
Сюрикен-дзюцу состоит из 3-х разделов. Во время метания лезвий нужно сосредоточить внимание (занчин) на выполняемой технике, оценить дистанцию и четко выполнить движение.

Иай-дзюцу – Техника обнажения меча с одновременным нанесением удара
Иай-дзюцу состоит из 3-х разделов. Первые два раздела называются: Омотэ но иай и Тати иай батто-дзюцу.
В иай-дзюцу необходимо четкое выражение киай, кимэ, занчин, шисей при выполнении каждого элемента техники и всего раздела в целом от начала и до конца.
До первого дана техника выполняется с бокеном, от первого дана и выше с металлическим мечом (иайто).

Айки-лексикон

AGE – вверх (от AGERU: поднимать, замахиваться, ставить выше)
AGO – подбородок
AI – союз, собрание; любовь, гармония; одинаковый
AIKI – приведение энергии в гармонию; объединение усилий
AKIRESUKEN – Ахиллесово сухожилие
ARUKU – ходить
ASHI – нога, ступня
ATAMA – голова
ATEMI – удар в корпус (от ATERU: бить, и MI: тело)
AYUMI ASHI – нормальная ходьба, одна нога за другой
BARAI (смотри harai)
BASAMI (смотри hasami)
BU – храбрость, смелость; военный, бой
BUKI DORI RANDORI – рандори против вооруженных партнеров
BUSE – укладывать
CHIKA MA – короткая дистанция
CHOKU – прямо, прямой, направлять (с силой тела)
CHUDAN – средний уровень
DAN – ранг (чёрный пояс)
DAOSHI (смотри taoshi)
DO – путь; торс, туловище
DOJO – место для постижения пути (в Буддизме)
DORI (смотри tori)
DOSOKU – поперек грудной клетки
EMONO DORI RANDORI – рандори против вооруженных партнеров
EMPI – локоть (современный термин)
ERI – воротник

FUMIKOMI – сокрушать на землю (от FUMU: наступать)
FUTARI DORI RANDORI – рандори от двойного захвата (двое хватают сразу)
FUTARI NO RANDORI – двое против одного
GAESHI (смотри kaeshi)
GARAMI (смотри karami)
GARI (смотри kari)
GATAME (смотри katami)
GEDAN – низкий уровень
GEIKO (смотри keiko)
GENKO – кулак
GERI (смотри keri)
GO – после, позже; пять
GO NO RANDORI – рандори после состоявшейся атаки (время го но сэн)
GO NO SEN – завладеть инициативой после атаки
GOHO – пять направлений
GOSHI (смотри koshi)
GURUMA (смотри kuruma)
GYAKU – противоположное, обратное
HA – крыло
HACHI – чаша японского шлема
HADAKA – обнаженный, открытый
HAJIME – начало (от HAJIMERU: начинать, стартовать)
HAKAMA – традиционные штаны в складках, носимые учениками будо
HAN – половина
HANE – крыло
HANERU – прыгать вверх
HANMI – профиль (от HAN: половина, и MI: тело)
HANMI HANDACHI (HANTACHI)– один партнер стоя, другой партнер на коленях
HAPPO – восемь направлений
HARA – живот
HARAI (barai) – сметать, сносить
HARITE – прятать в руке
HASAMI (basami) – ножницы
HAZU – чей-то бок, чья-то сторона
HENKA – менять сторону
HIDARI — лево
HIJI – локоть (старый термин)
HIKI – тянуть, тащить (от HIKU); уход назад
HIKITATE – тянуть вдоль, тащить вперёд
HIKITE – тянущая рука
HINERI – поворот, скручивание (от HINERU: поворачивать, скручивать); вращения бедер в направлении движения
HIRAKI – боковой уход (от HIRAKU: открывать)
HISHIGI — ломать
HIZA – колено
HO – путь, направление
HODOKI – освобождение (от HODOKU: раскрывать, развязывать)
HOJO UNDO – обучающие упражнения
HON – начало, источник, корень, основа
IPPO – одна сторона, одинаковое направление
IPPON DORI RANDORI – рандори один против одного (от хватов)
IRIMI – вход корпусом (от IRERU: впускать)
JIGOTAI – оборонительная позиция
JIME (смотри shime)
JIYU NO RANDORI – рандори в свободно стиле
JODAN – высокий уровень
JOSEKI – располагаться на самых высоких уровнях (более высокая сторона)
JU – мягкий, гибкий; адаптируемый
JU NO RANDORI – мягкое рандори
JUJI – крест
JUTSU – техника
JYO – ряд, серия
JYUN – прямо, прямой
KAESHI (gaeshi) – переворачивать, разворачивать (от KAESU); контратака
KAKAE – обнимать, обхватывать, сжимать в объятиях
KAKARI RANDORI – один партнер атакует непрерывно, другой обороняется
KAKATO – пятка
KAKE – зацеплять (от KAKERU); выполнение
KAMAE – оборона, оборонительное положение; стойка
KAMI – высший, вышестоящий; бог; волосы
KAMIDANA – алтарь Ками
KAMIZA – месторасположения славы и чести (месторасположения Ками) (также SHINZEN)
KANI – ворот
KANNUKI – засов, задвижка; поперечина, крестовина
KANSETSU – сочленение, сустав
KARA – пустой
KARAMI (garami) – запутывать, заворачивать
KARI – резать (от KARU)
KATA – одна сторона; плечо; модель, форма, образец
KATAME (gatame) – контроль
KEIKO (geiko) – упражнение, тренировка
KEIKOGI – тренировочная униформа
KEN – меч; кулак
KERI (geri) – удар ногой (от KERU: бить ногой)
KI – жизненная энергия, душа, дух, сердце, сила
KIAI – крик; собрание энергии воедино
KIBA DACHI – положение для езды верхом
KIHON – фундаментальный, базовый
KIHON GENKI – базовые и обучающие элементы
KIME – предельная решимость, чистая эффективность
KINTEKI — яички
KIRITSU – вставать; команда встать (после учителя)
KO – маленький; старинный
KOGEKI – прямая атака
KOKYU – дыхание
KOMI – внутри; проникать; против
KOSHI (goshi) – бедра
KOTAI – поменять партнера!
KOTE – запястье
KUBI – шея
KUDAKI – ломать на куски (от KUDAKU)
KUMI – хватка; собрание, встреча
KURUMA (guruma) – колесо
KUZUSHI – разрушать, уничтожать (от KUZUSU); потеря равновесия
KYO – принцип; группа движений
KYU – ранг (перед чёрным поясом)
MA – дистанция, средняя дистанция
MA AI – дистанция (правильный (гармоничный) интервал расстояния и времени между двумя партнерами для своевременной работы)
MACHI – ждать (от MATSU)
MACHI NO SEN – предвидеть и ждать атаку (ожидание перед реагированием) во времени ГО НО СЭН
MAE – перед, впереди, передний
MAGE — сгибать (от MAGERU)
MAKI – завёртывать, обернуть вокруг (от MAKU)
MARU – круг
MATA – бедро
MAWASHI – вращать, поворачивать (от MAWASU); по кругу
MAWATE – поворот вокруг оси без перемещения ступней, чтобы поменять защиту
MEN – лицо
MICHI (MITI)– дорога, тропа (тот же иероглиф, что и ДО)
MIGI – право
MUDANSHA – ученик имеющий степень кю
MUKAE – двигаться навстречу (от MUKAERU: встречать)
MUNE – грудная клетка (также MUNA)
NAGASHI – поворот непосредственно на передней или на задней ноге (от NAGASU: позволять течь)
NAGE – бросок (от NAGERU: бросать)
NEJI – скручивание
NIGIRI – контроль (от NIGIRU: схватить, завладевать)
NUKI – остриё (копья)
NUKITE – остриё руки (удар четырьмя пальцами)

O – большой, великий
OBI – пояс
OMOTE – явный; вход во внутрь
ONEGA ISHIMASU – к вашим услугам, могу я иметь честь сопоставления с вами
OSAE – сковывание действий, замораживание течения, контроль на земле (от OSAERU: держать); возвращение с небес на землю
OSHI – толкать (от OSU)
OTAGAI – студенты (OTAGAI NI: взаимно, сообща)
OTEN – включаться в сторону
OTOSHI – быть причиной падения, заставлять упасть
OYAYOBI – большой палец (руки)
RANDORI – тренировка свободного боя
REI – благоговение, уважение; поклон; простить благословения
REISHIKI – церемония, этикет (ритуал додзё)
RENSOKU – последовательность, преемственность
RITSU REI – поклон стоя
RO – весло
RYO – два (пример: RYOSODE – два рукава)
RYU – традиционная школа
SABAKI – уворачиваться, поворачиваться
SAKATE – горло
SANKAKU – треугольник
SEI – класть на место; совершенный, совершенство; правильный
SEISHIN – дух, душа; правильное сердце
SEIZA – правильное положение сидя на пятках; команда садиться
SEME – партнер атакующий и принимающий падение
SEN – движение в перёд; время реагирования; инициатива
SEN NO SEN – реагировать, когда атака материализуется (выходить из неявного; раньше раннего)
SENSEI – учитель (рожденный перед (родившийся ранее –в буддизме проснувшийся ранее); кто-то, кто заслуживает нашего уважения)
SHIHO – четыре направления
SHIKAKU – квадрат
SHIKKO – ходьба на коленях
SHIME (jime) – удушение (от SHIMERU: закрывать, запирать)
SHIMOSEKI – находиться на меньшем уровне (нижняя сторона)
SHIMOZA – сторона додзё напротив камидза
SHINOGI – избегать направленной атаки кулаком в подбородок
SHINTAI – занять чьё-то место
SHISEI – совершенное положение; прямая и чистая позиция
SHITA – под (SHITATE: хватать под чьими-то руками)
SHOMEN – вершина головы
SHUTO – рука меч
SODE – рукав
SOKU – ступня
SOTO – снаружи, внешнее
SUKUI – ложка
SUMI – угол, внутренний угол
SUNE – голень
SUTEMI – бросок с жертвоприношением (рисковать жизнью для того, чтобы победить; приносить себя в жертву) (от SUTERU: покидать положение равновесия)
SUWARI – на коленях
TACHI – стоя
TACHI REI – поклон стоя
TAI – тело, корпус
TAI NO SEN – реагировать в течение атаки
TAMBO – короткая палка
TANDOKU RENSHU – метод тренировки одному для овладевания правильным положением
TANINZU DORI RANDORI – рандори несколько против одного
TANTO – кинжал
TAOSHI (daoshi) – быть причиной падения (от TAOSU)
TATAMI – соломенные маты; тренировочные маты
TATE – вертикаль, стоя (от TATSU: вставать прямо)
TE – кисть руки
TE HODOKI – развязывать (освобождать) руки (от HODOKU: развязывать)
TE KATANA – рука лезвие
TE NO MICHI (TE NO MITI)– направляющая рука, путь руки, следовать за рукой
TEKUBI – запястье
TENBIN – баланс
TENKAN – обратный; входить наружу во время вращения вокруг оси
TOBI – прыжок (от TOBU: прыгать, летать)
TOBINORI – прыгать внутрь … (от TOBINORU: прыгать внутрь …)
TOBU – голова
TOKUCHU – специальный
TO MA – длинная дистанция
TOOSHI – проникать, постигать
TORI (dori) – держать; партнер защищающий себя
TSUGI ASHI – ходить не меняя защитной стойки
TSUKAMI – хватка (от TSUKAMU: хватать, захватывать)
TSUKI – направленная атака кулаком; укол; луна
TSUKOMI – протыкать, толкать, засовывать
TSUKURI – создавать, строить (от TSUKURU); размещать тело
TSUPPARI – блокировать толчок контролируя противопоставляемые силы
TSURI – ловить рыбу, поднимать (от TSURU)
TSURITE – поднимающая рука
UCHI – внутренний; дуновение, удар
UDE – рука
UKE – принимать, блокировать (от UKERU)
UKEMI – контролируемое падение, во время которого большинство ударов поглощается руками или ногами (принимать тело)
UKI – плавающий, плавучий
UMA – лошадь
URA – противоположный, обратный
USHIRO – спина, задняя сторона, сзади
UWATE – преимущество, превосходство (хватать поверх чьих-то рук)
WA – мир, согласие, гармония
WA NO SEISHIN – дух гармонии
WAKI – подмышка
WARA – ввалиться; увеличиваться; атаковать фланги
WAZA – техника
YAKU SOKU RFNDORI – каждый партнер атакует и защищает себя по очереди
YAME – стоп!, конец!, закончить!, отставить!
YOKO – боковой, в сторону
YUBI – палец руки
YUDANSHA – ученик имеющий степень дан
YUKI CHIGAE – пересечь не встречаясь
ZA – садиться; позиция сидя
ZANSHIN — не нарушаемая концентрация
ZAREI – поклон на коленях
ZAZEN – дзадзен (контроль реакций, контроль над энергиями)
ZORI – соломенные сандали